Делать 19.1 ему не хотелось. Пятничный кураж прошел. Постоянное пережевывание деталей комплекса, разборы ошибок, бесконечные обсуждения утомили и пресытили. Но это был последний день сдачи, так что выбора не оставалось.
По дороге в зал он на автомате прогонял детали предстоящей работы: как размяться, как поставить гребной тренажер, затейпировать лямки, контролировать темп выполнения и переходы. На автомате же отметил, что поздний обед лежит в желудке камнем. До старта оставалось не меньше часа, так что беспокоиться было не о чем.
Разминка и врабатывание прошли по плану. Тело не было до конца готово, камень в животе никуда не рассосался, под левой ключицей что-то покалывало. Но время старта подошло.
Он напутствовал «судью»:
- Считай мне броски мяча и обнуляй калории.
- Больше ничего?
- Больше ничего.
Начали, и сразу как-то не заладилось. На первой же серии бросков мяча незачетный повтор. Ну как, незачетный. Это по мнению судьи. Атлет-то считал повтор отличным. Он почувствовал первый укол негативных эмоций.
Второй укол был получен, когда после 19 бросков мяча он перешел к гребному тренажеру и обнаружил, что дисплей выключен. Он бросил злой взгляд на судью и чересчур явным жестом включил дисплей.
Дальше шло по нарастающей. Это что касается эмоций. Работоспособность уверенно двинулась по нисходящей спирали. На 3 и 4 раундах несколько раз хотелось остановиться. Потом посыпалась техника гребли и ритм дыхания. Внутри шла борьба за контроль над вниманием, но он проигрывал. Сидя на гребном в 7 раунде, он думал о том, как нужно будет спринтовать, чтобы закрыть 8 раунд. А между тем мощность продолжала падать.
- В следующем раунде ускорься и мячи бросай подряд, - попыталась поддержать-напутствовать его судья.
Он рыкнул… и остановился. Спохватившись, тут же снова начал грести, но бой был проигран. Синдром маленькой сучки привел его к сливу задания. Переход от гребного к мячу, в прошлых раундах занимавший 3 секунды, занял 12. Он подошел к мячу, наклонился и подышал, поднял, бросил, снова наклонился и подышал. Начал бросать, остановился после 7 повторений. Сделал еще 4 повтора, бросил. Сделал еще один, незачет. Еще один. Время!
Он подошел к камере, выключил ее и бросил на пол. Картинно, но аккуратно, чтобы случайно не разбить».
«Он» в этой незамысловатой драме – это, конечно же, я. Но анализировать ситуацию всегда проще, рассмотрев ее со стороны.
Вообще, такое поведение в стиле маленькой сучки мне не свойственно. На смену расстройству от слива комплекса пришло удивление. Потом мне стало интересно разобрать причинно-следственные связи. А потом я начал забавляться над своим поведением и сформулировал «синдром маленькой сучки», чтобы предостеречь своих подопечных, да и всех заинтересованных.
Симптомы:
- Недовольство своими результатами;
- Оправдание низкой самоотдачи внешними факторами;
- Выраженное эмоциональное переживание дискомфорта;
- Ощущение себя жертвой обстоятельств, людей, удачи и т.д.
Я видел такие симптомы многократно. В этот раз я неожиданно испытал их на себе. Вот как это может выглядеть (флешбеки):
- атлет запарывает попытку в рывке, разворачивается к своим болельщикам и кричит что-то вроде «Ну зачем?». Это в ответ на их подбадривания;
- другой атлет на другом соревновании запарывает рывок в лесенке и визжит на судью;
- атлет сливает тестовый комплекс в тренировке, валяется после и сразу начинает говорить про непереваренную гречку;
- атлет убегает в другую сторону, путая очередность упражнений, а потом обвиняет судью, что тот его не остановил и не направил.
И так далее. Везде примерно одинаковая ситуация: атлет показывает неудовлетворительный результат, причем виной – его собственные усилия и самоотдача. Но при этом он оправдывается внешними обстоятельствами или поступками других людей, причем в очень эмоциональной форме. Одним словом, ведет себя как маленькая сучка.
Я пишу об этом потому, что это деструктивное состояние, которое неминуемо приводит к сниженным результатам. Его надо уметь заметить у себя и вовремя устранить. И уж точно не возводить в привычку.
И поймите правильно: не все в итоговом результате зависит от атлета. Организаторы косячат (как мы с байками на БК, как Мерф на Games 2015). Оборудование неожиданно ломается (как было с санями на Battle of London 2013 у Сани Надеждина, на Games с гребным у Камиллы Леблан-Базине). Судьи зависают (как происходит с кем-нибудь на каждом соревновании). Много чего неожиданного и незапланированного может произойти. Но усилия и самоотдача от этого не зависят. Патрик Уэллнер, упав с байка, затем упав с сетки и ушибив себе легкие, все же вскарабкался на 2 место на Games 2018. Фронинг выиграл несколько Games, начиная их со слива первых заданий с бегом или плаванием.
То, что человек делает после того, как упал – главное. Можно встать и биться дальше, можно остаться лежать и скулить, что «сделал все, что мог», и «мог бы больше, если бы не», да и вообще. Прям как маленькая сучка.
Вот как развивается этот синдром.
1.Нереалистичные ожидания – с этого все начинается. Атлет неадекватно оценивает свое состояние, условия выполнения задачи, поставленные цели. Кстати, ожидать, что все обязательно пройдет идеально и как по маслу – само по себе нереалистичное ожидание.
2.Развитие событий по неожиданному сценарию. Например: «начал работать – ух как легко! – нарушил план и ускорился – а что так тяжело??? – замедлился и слил задание – «да у меня что-то печень закололо…». Здесь же косяки организаторов, судейство, оборудование и инвентарь, погода и прочее.
3.Неконтролируемый сдвиг внимания. Неподконтрольные факторы занимают все внимание. Неподконтрольны они потому, что ты никак на них в данный момент повлиять не можешь. А вот факторы в зоне контроля остаются вне внимания. Но как раз они являются главными. Подконтрольные факторы суммируют то, что мы можешь сделать здесь и сейчас, чтобы достигнуть наилучшего результата в имеющихся условиях. Независимо ни от чего.
4.Снижение собственных усилий является в этих условиях закономерным. Поскольку ты не контролируешь внимание, подконтрольные факторы остаются в тени, а все остальное подсвечивается прожекторами. Так ярко и красочно, что нельзя не замедлиться, остановиться и рассмотреть подробнее.
5.Оправдание собственных усилий неподконтрольными и часто незначительными факторами. Это не я, это они. Штанга скользкая. Штанга царапает. Турник низкий. Турник высокий. Судья тихо считал. Судья громко считал. Гречка не переварилась. Не успел поесть. Не выспался. Переспал. Музыка слишком громкая. Болельщики слишком настойчивые. Ну вы поняли.
Как распознать у себя этот синдром?
Примерная схема↓
Ключевой этап – это внутреннее ощущение удовлетворения от работы. Даже если все пошло не по плану, но человек не сдался и контролировал все, что было в зоне контроля, он обычно доволен. Это как если вас сшибли с ног, но вы встали. Бой может быть проигран, но это не поражение.
Если же атлет этим «сделал все, что мог» или «мы этого не нарабатывали» убеждает себя самого, это другое. Может, он пытается перекрыть внутреннюю горечь от того, что стоял по 20 с перед каждым упражнением. Или от того, что после первого неудачного комплекса сознательно слил все остальные. Или от того, что не слушал инструктаж и не читал регламент, а потом наделал нелепых ошибок и убежал не в ту сторону.
Внутреннее ощущение ни с чем не спутать. Мне нет нужды оправдывать свой результат пищеварением, настроением, самочувствием или чем-то угодно. Я знаю, что повел себя как маленькая сучка: забыл о технике, дыхании, внутренних командах, и думал о чем угодно другом, подыскивая оправдания, пока мощность снижалась. Это состояние деструктивно. Еще более деструктивно – делать вид, что этого не было, и причины где-то еще.
Нет, над этим надо сначала посмеяться. А потом принять упреждающие меры.
Вот что с этим можно делать:
Признать наличие «синдрома».
1. Понять причины. Это могут быть нереалистичные ожидания, плохая проработка факторов в зоне контроля (как было у меня при подготовке к заданию), или неразвитые навыки управления вниманием (что в электронную эпоху фрагментированного внимания является общим бичом).
2. Работать над причинами вне и во время тренировок.
3. Возможность обнажить вот такие «пробелы» - одна из главных причин, почему лично я участвую в Open, регистрируюсь и заношу результат в лидерборд. Общий лидерборд дает подоочетность, даже если твой результат никому, кроме тебя, неинтересен. Это обостряет эмоции. Хочется лучшего результата, хочется переделать, хочется быть выше, потом хочется оправдываться. Возникает много точек роста, с которыми можно поработать.
Хотите расти с нами? Присоединяйтесь к проекту "Наука побеждать". Мы учим атлетов работать над своим эмоциональным состоянием.
авторизуйтесь