Тренерская работа многогранна и потому очень увлекательна.
Мы комбинируем в работе педагогику, теорию и методику тренинга, физиологию, анатомию, биомеханику, психологию и многое другое, в зависимости от специализации.
Еще, вне зависимости от направления работы, каждый тренер – представитель превентивной медицины. В спорте высших достижений, правда, это сразу опровергают девизом «Оставь здоровье, всяк сюда входящий».
Но все остальные направления, от фитнеса до любительского спорта содержат элемент превентивной медицины. Это та медицина, что не лечит, а помогает предотвратить заболевания.
Не все можно улучшить и оптимизировать с помощью физических упражнений. Но очень многое, от метаболизма и состояния опорно-двигательного аппарата до когнитивных функций.
Тренеры и врачи часто разговаривают на разных языках, но по сути делают (должны делать) одно дело.
И допускают похожие ошибки.
В медицине есть такое понятие: ятрогения. Это означает ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником. Почти каждый с таким сталкивался, на этапах от неправильно поставленного диагноза к неправильному лечению.
Тренер тоже может ненароком (и почти всегда из лучших побуждений) стать причиной ятрогении.
Самая понятная и возможная причина – халатность и несоответствие профессиональным требованиям.
Неправильно подобранные упражнения, отсутствие контроля за техникой и безопасностью, ошибки в планировании интенсивности и объема нагрузки и т.д. Эти риски лежат на поверхности, их проще всего выявить и устранить – постоянно повышая свою квалификацию.
Но есть еще одна, неочевидная группа рисков. Это риски ятрогении, связанные с когнитивными искажениями в мышлении тренера. Даже суперпрофессионал, мастерски владеющий всеми методами и средствами, подвержен этим рискам.
Грамотный план не поможет, если тренер:
- навязывает клиенту цели, особенно соревновательные
- привязывает к себе в ущерб развитию автономности клиента
- в силу собственной узкой специализации на виде спорта создает перекосы в физическом развитии и воспитании
- запугивает клиента рисками нагрузок и видов спорта, которые ему не нравятся или в которых он сам не специализируется или плохо разбирается
- учит игнорировать самочувствие в угоду «результату»
- укрепляет в клиенте ощущение, что у него дисфункции и компенсации
В подобных случаях при внешней грамотности тренировочного процесса и объективном количественном прогрессе подопечный не будет чувствовать улучшения качества жизни в целом. Или будет ощущать снижение последнего.
Потому выявление и устранение личных когнитивных искажений – для ответственного тренера должно стать процессом непрерывным, как и повышение квалификации.
авторизуйтесь