7 лет КроссФита. Рефлексия пройденного пути
7 лет. Неожиданно для себя я вдруг понял, что уже 7 лет занимаюсь кроссфитом! Время летит, не так ли? Кажется, вот только вчера взял в руки гирю весом 16 кг, пробежал с ней в руках 1 км по бутовскому лесу и узнал о себе кое-что новое: что я не так уж крут и подготовлен. Вообще не крут, если по-честному. И вот, спустя 7 лет - кто мог представить, как все обернется?! Я подумал, что не помешало бы оглянуться на путь, который пройден за это время.
2010. Темное время
В 2010 начался мой кроссфит-путь, и видят боги, он начался в темное время. Специализированных залов в России не было. Как и квалифицированных тренеров по КФ. Как и информации на русском языке. Никто ничего не соображал, все, как могли, повторяли то, что делали, как могли, американские атлеты.. Это было время, когда мы устраивали открытые тренировки, даже несмотря на смог горящих торфяников, когда параллеты паялись из полипропиленовых труб, сэндбеги делались из автомобильных камер, гимнастические кольца с регулируемыми петлями можно было заказать только за границей, а резиновые скакалки считались суперскоростными.
Мои кроссфит-тренировки, какими бы они ни были, решали одну единственную задачу. Через высокую интенсивность я мог лучше познать себя и своих "демонов" - их в то время хватало. Внутренний мир, который я обрел через эти тренировки, сделал меня фанатичным приверженцем КроссФита, считающим его инструментом для любых задач.
Примерно тогда же начались и мои поиски, непрерывное стремление глубже понять то, что так зацепило меня в том бутовском лесу. Первым источником был CrossFit Journal. Мы копались в его архивах, читая все, до чего дотягивались руки и переводя все, на что хватало времени. Нехватка знаний и практического опыта компенсировалась фанатичностью и неутомимостью в поиске новой информации.
2011. Трудности самоидентификации
Самый ценный и объемный в то время «учебник» назывался CrossFit Level 1 Guide – его мы с Ильей Карягиным перевели аккурат к следующей Спартанской миле, знаменующей и мой первый год тренировок в стиле кроссфит.
Людей на открытые тренировки приходило все больше. Постепенно мы отделили свои личные тренировки от открытых. Сначала “упарывались” сами, затем помогали преуспеть в этом и другим. Я не считал, что кого-то тренирую – только помогал следить за техникой и безопасностью.
Мы организовывали первые соревнования, в которых сами же и участвовали. Разделения «физкультурник-соревнующийся атлет-тренер» не существовало. Мы по-прежнему фанатели кроссфитом, считая, что это панацея от всех бед.
Примерно тогда же я начал работать в первом в России аффилированном кроссфит-зале Reebok CrossFit Stolitsa. Путь неуклонно смещался в сторону тренерской деятельности. Кроссфит Гайда перестало хватать, но как раз вовремя подоспело руководство CrossFit Level 2. Скудное, противоречивое, но давшее мне достаточно инсайтов для дальнейших поисков и обучения.
2012. Динамика групповых занятий
Время шло. КроссФит становился все понятнее, но вместе с тем росло и количество вопросов. Проводя в основном групповые занятия с обычными людьми, в то время я интересовался больше всего динамикой группового занятия.
Почему иногда за 15 минут получается научить людей выполнению движения, а иногда нет? Почему к следующему занятию они все забывают? Почему иногда не забывают? Как укладывать занятие в 60 минут и проводить его качественно? Как заставить людей запомнить названия упражнений? Как масштабировать нагрузку для совершенно разных людей? Что важнее – сила или выносливость?
Вопросы, вопросы, вопросы…
В том году я начал работать в Гераклионе. Мой руководитель, Сергей Александрович Ерёмин, и предложенная им позиция главного тренера поставили меня перед лицом совершенно новых возможностей - но и новых вызовов, от организации соревнований до масштабного развития кроссфита на самых различных уровнях и его методического обеспечения. Соответствовал ли я этим новым задачам? Сейчас я думаю, что нет. А тогда не было времени рефлексировать - нужно было срочно латать дыры и прорехи в знаниях.
2013. Движение. Теории двигательного контроля
Год начался c недопонимания и конфликта с HQ, рьяно старавшихся защитить бренд.
Весной я прошел через идеологический кризис. Поиски новой информации неожиданно навели меня на массивный объем критики в сторону кроссфита с самых разных сторон. Розовые очки сорваны, почва выбита из-под ног, ориентиры потеряны, ценности разрушены. Но люди, с которыми я работал, никуда не делись. Как и возможность позитивно влиять на их жизнь посредством движения.
Мои главные книги 2013 года были такими: Movement Грея Кука, Anatomy Trains Тома Майерса, Becoming Supple Leopard Келли Старретта и Low back disorders Стюарта МакГилла. Что-то читалось легче, что-то – крайне медленно и тяжело, что-то и вовсе было заброшено на полпути. Но картина тренировочного процесса этими трудами обогатилась существенно. Как, кстати, и его философское осмысление.
В 2013 году я выиграл соревнование на Кипре, неплохо выступил на Siberian showdown и окончательно распрощался со своей атлетической ипостасью, сосредоточившись на подготовке новообразованной команды Geraklion team.
2014. Питание. Планирование циклов средней продолжительности. Профилактика травм
Подготовка команды к соревнованиям была совершенно новым полем деятельности. Новые вызовы и новые вопросы.
Как управлять подготовкой совершенно разных людей? Как избежать травм и сохранить атлетам здоровье? Как улучшить восстановление и питание? Как привести атлетов к победе? Можно ли оставаться «соревнующимся атлетом» и при этом быть хорошим тренером? Какова физиология соревновательного кроссфита? Как строить периодизацию спортивной подготовки в кроссфите?
Все курсы и семинары, которые получится посетить; советская литература по теории и методике физической культуры и спорта; зарубежная литература с максимально свежими данными о программировании, функциональной анатомии, питании, силовой и кондиционной подготовке в разных видах спорта; анализ тренировочного и соревновательного процесса европейских и американских атлетов: все отправлялось в «интеллектуальную топку», постепенно переплавляясь в зачатки системного взгляда на тренировочный процесс в кроссфите.
Это был также год спортивной физиологии – мы вовсю тестировали атлетов в лаборатории Гераклион Мед, собирали данные о функционировании организма при выполнении высокоинтенсивных задач, пытались построить модель идеального кроссфитера. Важность полученных данных для осмысления "внутренней стороны" кроссфита переоценить крайне сложно.
2015. Макроструктура периодизации тренировочного процесса
2015 год – мы ставим целью отбор на CrossFit Regionals 2016 в команде. 13 атлетов, каждый из которых тренируется по индивидуальной программе, которую пишу я. Плюс программирование разных уровней групп для клуба CrossFit Gerkalion и составление соревновательных программ для турниров ФИТ-лиги. Время, когда, кажется, я только и делал, что писал тренировочные планы и соревновательные программы.
В 2015 году я впервые построил программу тренировок на основе годичного макроцикла с соревновательным периодом, начинающимся с CrossFit Open. Все остальные соревнования российского масштаба считались второстепенными. Ошибкой того года была недооценка нагрузки на соревнованиях ФИТ-Лиги. Соревнования проходили раз в 1-2 месяца и длились всего около 2 часов, но нагрузку на организм атлетов оказывали существенную. Недооценка и несоответствие характера соревновательной нагрузки периоду подготовки - один из моих существенных промахов в построении тренировочного процесса того года.
Кондиции мы набирали медленно, отобрались на Regional 2016 не без труда и потери нервов, но для дебютного старта выступили там неплохо, заняв 11 место.
2016. Психическая подготовка. Построение настоящей команды
Результаты выступления команды в Open и Regionals, положительные моменты и допущенные ошибки легли в основу кардинального пересмотра концепции формирования команды и периодизации подготовки.
Что из себя представляет моя личность, как тренера? Как меня воспринимают атлеты? Как я воспринимаю себя и их? Почему команда такая неоднородная? Как тренировать "мозги" атлетов? Почему не сработали те или иные аспекты планирования? Почему не сложились отношения с некоторыми из бывших атлетов команды?
Ребром встали проблемы отношений «тренер-атлет», построения настоящей команды, объединенной единой целью, психической подготовки атлетов. Мы избрали рискованный путь формирования команды только из атлетов, готовых постоянно тренироваться в Гераклионе, без «легионеров» со всей России и случайных людей. Я кардинально изменил восприятие своей роли в тренировочном процессе тех, с кем я работаю.
Новые задачи потребовали поиска знаний в новых областях. Казалось, никогда еще я не учился так интенсивно, как осенью-зимой 2016 года. Казалось...
2017. Синтез опыта и новые горизонты
Что говорить, один из рисков реализовался, и наш сезон закончился рано. Мы могли отобраться командой примерно с 15-16 места, но по неудачному стечению обстоятельств и из-за незачета результата одного из комплексов не отобрались. Было ли это нашим поражением? Результаты команды, ее сплоченность и та стойкость, с которой ребята приняли удар, говорит об обратном. Как и квалификация Михаила Орлова на Games в категории 40-44.
Концепция тренировочного процесса в очередной раз пересмотрена. То, что работает, оставлено, но в тренировочный процесс уже внесены существенные дополнения. Я уверен, что наша текущая система подготовки будет модифицироваться вслед за развитием спорта и углублением нашего понимания всех аспектов тренировочного процесса. Однако сейчас можно говорить действительно о системном подходе к подготовке универсальных атлетов высокого уровня.
А кроме того, впереди открылись новые горизонты - силовая и кондиционная подготовка спортсменов из разных видов. Термин и явление, пока чуждые российскому спорту. Но плыть против течения, да еще и в соляной кислоте - конек Гераклиона!
Ретроспективно, каждый год ознаменован каким-то важным этапом. Начав в “темное время”, я шел вперед, влекомый любопытством и желанием учиться. Сначала на ощупь, то и дело спотыкаясь, падая, поднимаясь опять. Затем - немного увереннее. Задачи становились разнообразнее и сложнее, но и возможности по их решению - тоже.
Образование - процесс непрерывный и бесконечный. Нельзя стать "достаточно образованным". Мир слишком огромен для такой самонадеянности. Образование - гонка, в которой, увы, невозможно выиграть. Чем больше ты узнаешь, тем шире становятся границы непознанного. Иногда это пугает, но совсем чуть-чуть, потому что мало что может сравниться с радостью познания! - Разве что радость от того, что делишься своими знаниями с другими!
И мы сделаем это в июле 2017 года. Поделимся своими знаниями на четырехдневном семинаре “Теория и практика функционального многоборья”. Ждите подробности в ближайшие дни!
авторизуйтесь