Расскажу, как я подошел к этому, на примере плавания.
До 2020 года я плавал так себе: выдыхать в воду не мог, ноги тонули, сразу уставал и переходил на кривую смесь брасса с кролем (треджен).
Вода была абсолютно враждебной средой. Залез в воду, проплыл 50 метров, устал, вылез – вот и все плавание. Удовольствие сомнительное.
Вроде и хотелось научиться (я ж типа универсальный атлет, хаха), но мотивации не хватало. Сходишь разок в бассейн, нахлебаешься воды, задохнешься, забьешь.
Но в какой-то момент я решил, что уже нельзя это терпеть. И подошел методически.
👉 1. «Волшебный пендаль»
Это то, что заставит заняться проблемой. Я, не долго думая, зимой 2019 зарегистрировался сразу на длинный триатлон, где надо проплыть 1900 м первой дисциплиной. Старт должен был быть летом ‘20.
Пендаль дает первую, экстернальную мотивацию. Она неустойчивая, часто отрицательная (страх не доплыть, слиться в моем случае).
👉 2. Поиск и выбор решения проблемы
Тут оптимально – найти тренера. Я решил разобраться самостоятельно, прочитал несколько книг, составил представление о том, над чем работать.
👉 3. Определение адекватной точки входа
Психологический комфорт – крайне важен! Когда начинаешь делать что-то новое, чувствуешь себя глупо. Ничего не понятно. Кажется, все над тобой смеются.
Надо выбрать сложность заданий, чтобы ты точно мог справиться и чувствовал себя хорошо. Получается – усложняешь.
Если на этом этапе начать со слишком сложной программы – срыв плана почти гарантирован.
👉 4. Выбор критериев усложнения
Как и когда усложнять? Анализируешь ощущения, снимаешь себя на видео, сопоставляешь. Главный критерий – достижение психологического комфорта в упражнении.
Пока боишься нахлебаться воды или задохнуться, нет смысла усложнять.
Если усложнять агрессивно, то фрустрация от «не получается» и «не понимаю» может привести к срыву режима.
👉 5. Идентификация подкрепляющих факторов
Это важно для усиления мотивации. Тут ты активно ищешь и формулируешь дополнительные преимущества. Этот шаг делает мотивацию идентифицированной (с ценностями) и гораздо более крепкой, чем экстернальная.
Я через плавание еще и закрывал потребность своей профессиональной прокачки как тренера по физподготовке.
👉 6. Воспитание внутренней мотивации
Тут важно научиться ценить процесс. Чтобы ценить процесс, надо его осознавать.
Детали техники, ритм движения, проприоцептивные ощущения. Дать себе право ошибаться. Относиться к тренировке как к игре.
Когда ты выполняешь простые задания и тебе комфортно – это возможно. Если задание сложное, и ты выживаешь (или боишься показаться дураком) – не до игр и осознания процесса.
В ‘20 году началась пандемия, бассейны закрыли, триатлон перенесли. План сорвался.
Но осенью, когда бассейны открылись, я вернулся к плаванию. Не из-за триатлона, а потому, что плавать стало в кайф.
Когда летом ’21 я вышел на старт триатлона, единственной дисциплиной, в которой я был уверен почти полностью, было плавание.
авторизуйтесь