Цели и задачи детского тренинга – это первое, что я попытался для себя сформулировать.
Понятно, что это можно прочитать в начале любого учебника и методички, но тут речь, скорее, про формулировку на понятном для самого себя языке.
Это этап ответа на вопрос «чего я сам хочу от своей работы, как тренер?»
На мой взгляд, хорошо подходит для этого биопсихосоциальная модель.
«Био» - гармоничное физическое развитие, которое достигается через:
- соответствие нагрузки биологическому возрасту ребенка;
- целенаправленное развитие сенсорных систем;
- целенаправленное развитие отделов головного мозга, участвующих в решении комплексных двигательных задач;
- формирование фундаментальных двигательных навыков;
- развитие физических качеств.
«Психо» - позитивное влияние двигательной нагрузки на психику через:
- воспитание внутренней мотивации и любви к двигательной активности;
- воспитание самоэффективности через повышение двигательной компетентности;
- воспитание автономности через стимуляцию поискового поведения;
- соответствие сложности задач и конкуренции биологическому возрасту;
- воспитание дисциплины и осознанной потребности в двигательной активности.
«Социальная» составляющая – воспитание социальных навыков через:
- практику кооперации в команде для решения разных задач;
- практику индивидуальной конкуренции в соответствии с биологическим возрастом;
- соответствие уровня кооперации и конкуренции биологическому возрасту.
Может показаться, что это ни к чему не ведущие абстракции и разговор ни о чем. Это не так. Каждый из пунктов ведет (в моей работе) к конкретным действиям при планировании и проведении детской тренировки.
«Био» - это про содержание физической нагрузки, про стимулы, который мы задаем для конкретных систем. И тут все может быть хаотично, а может быть слишком однобоко.
Психосоциальная составляющая - про форму, в которой мы эти стимулы преподносим. Тут и игровой или стандартный формат тренировки, тренерский стиль, формат состязательности, степень персонализации и многое другое.
Если нарушаются биологические параметры нагрузки – возникают травмы и перетренированность. В долгосрочной перспективе риски – или одностороннее развитие с недоразвитостью определенных систем, или полное выпадение из тренировочного процесса, или долгосрочные последствия острых спортивных травм.
Если нарушаются психосоциальные параметры, это может привести к потере интереса к тренировкам, выгоранию, фрустрации и изоляции, неуверенности в себе, восприятию нагрузки как чего-то чужеродного, неприятного, опасного.
И, как мы все с вами видим, часто так и происходит. Вроде все тренеры и педагоги желают только лучшего, а с массовой физической культурой получается то, что получается.
Следующая тема – соответствие нагрузки биологическому возрасту.
авторизуйтесь