Можно ли детям тренировать силу?
Среди вопросов о детском тренинге вопрос силовых тренировок – один из самых острых, болезненных и недопонятых.
Что я имею ввиду?
Эпизод 1
Cмотрю интервью маститого педагога, профессора и кандидата педагогических наук, где он в числе прочего сетует, мол, вот раньше дети до 13-14 лет не знали силовых тренировок, а сейчас силу слишком рано начинают тренировать.
Эпизод 2
Мама 14-летней девочки-горнолыжницы спрашивает у меня, нужно ли ей начинать «работать с железом» (в тестах, которые им надо сдать, есть 1 присед с грифом на плечах, но нет ни одного унилатерального теста силы ног)?
Эпизод 3
Смотрю методические рекомендации по воспитанию базовых физических качеств у школьников, где сила появляется среди приоритетных качеств с 11 лет у девочек и 12-13 у мальчиков.
До этого – силовые способности развивать не рекомендуется.
Зато, например, даже для 8-леток в приоритете выносливость.
Что иллюстрируют эти примеры?
Правильно: искажение сути силовых способностей.
Сила – способность противостоять или преодолевать внешнее сопротивление. Это не про железо, штангу, вообще не про снаряд.
👉 Например, мы находимся под постоянным воздействием силы тяжести. И надо бы научиться противодействовать или преодолевать эту силу, без всяких дополнительных отягощений.
Можно говорить о том, что ребенок может встать в положение стоя только при определенном развитии координации – но это возможно только, если он сможет проявить достаточно силы для преодоления силы тяжести.
👉 То же с отжиманиями. В отжиманиях в упоре лежа на руки приходится 70% веса тела (у взрослых; у детей из-за другой антропометрии будет даже больше).
Если ребенок весит 30 кг, то для 1 отжимания надо преодолеть силу, эквивалентную более 21 кг. Это как если 8-летке дать жим лежа с тяжелоатлетическим грифом (только отжимания сложнее, там еще мышцам кора надо работать).
Стало быть, рано ребенку давать отжимания, это же нерекомендуемые силовые способности, так?
👉 Если надо выполнить зашагивание на тумбу на 1 ноге (или пистолетик на полу), надо преодолеть примерно 84% веса тела (16% - средний вес одной нижней конечности).
И что, зашагивание на возвышение или выпад не рекомендуется начинать делать до 11-13 летнего возраста?
Суть в том, что координационные способности в физической реальности и постоянной силой тяжести – это, в первую очередь, способность вот этой силе противостоять.
Естественно, дополнительное сопротивление не нужно там, где нет контроля над весом собственного тела. Только контроль не связан с возрастом.
Еще важно, что дополнительное сопротивление – это не обязательно «железо», но и медболы, и сэндбеги, и другие снаряды.
И это не только работа против силы тяжести, но и силы трения (толкание-тяга саней), и силы упругой деформации (резиновые эспандеры), и воздействия соперника в единоборстве, и силы реакции опоры в беге и прыжках.
Тренерам, на мой взгляд, полезно понимать, помнить и объяснять родителям: задача детских тренировок – не «воспитать физические качества», а сделать ребенка двигательно компетентным.
Что в физической реальности всегда, в любом возрасте, означает координированное противодействие и/или преодоление внешних сил.
Желающим изучить вопрос глубже, сюда: PMID: 19620931
авторизуйтесь