Принципы выбора игр в детских тренировках
Я работаю сейчас с несколькими возрастами. В школе – 7-11 лет, в зале – 12-15 лет. С младшими использую сугубо игровой метод. Не все дети в этом возрасте готовы «изучать технику» и «тренироваться», а вот играть – хотят все.
Но игра – это только упаковка для стимула. Стимулы, раздражители для конкретных систем – вот что действительно важно!
При выборе игр есть важные моменты, с позиции детей и тренера.
1. С позиции детей
Крайне важны понятные правила. Что можно, что нельзя, что будет если… и т.д. Правила должны быть прозрачными и справедливыми.
Игра должна находиться в воспринимаемой зоне компетентности детей. Кто чувствует, что играть слишком сложно, что над ними могут смеяться, что не получится – теряет интерес.
Я всегда продумываю уровни сложности, чтобы начать с легкого, и у всех точно получилось. Игра должна восприниматься ими как безопасная. Если это салочки или вышибалы – мы используем сквиши. Они мягкие, травмироваться нельзя даже при попадании в голову, и даже девочки с удовольствием играют. Игра должна иметь понятный результат. Чем абстрактнее результат, тем выше риск потери интереса.
Вот что я могу сказать, исходя из своего небольшого опыта детского тренера: все любят играть с мячом, если мячей достаточно; все любят лазать по рукоходам и канатам, если это им по силам и не страшно; все с удовольствием прыгают в длину и высоту, если можно оценить результат в сантиметрах и можно плавно повышать сложность.
2. С позиции тренера
Первое и главное – это стимулы, заключенные в игре.
Их 3 уровня: стимул для сенсорных систем, для воспитания физических качеств и для формирования двигательных навыков. Каждая игра обычно содержит раздражители всех уровней, но надо выделять главный.
В разминочной игре фокус именно на сенсорных системах, пусть там есть и бег, и прыжки, и что угодно еще.
Фокус может быть на навыках – тогда мы создаем условия для их техничного выполнения. Например, мы делаем приседания на каждой тренировке, но почти всегда это – «домик» в конкретной игре.
Причем домиком считаются только технически верные приседания. Приседание как упражнение – уныло и неинтересно для ребенка. Присед как домик – весело.
Каждое двигательное действие сопряжено с определенной нагрузкой. Если ее просчитать, можно направить развитие физических качеств.
Например, во многих играх есть бег. Но если надо тренировать именно быстрый бег – это должен быть или бег наперегонки, или бег от кого-то (побег от зомби, «побег из курятника», «собака на сене» и т.д.). Бег наперегонки демотивирует самых слабых детей. А вот если всем «цыплятам» вместе надо убегать от «злого фермера» всем вместе – только пятки сверкают, вообще у всех.
👆 Тренировка младших возрастов – набор игр, но не тех, что смог вспомнить или придумал на ходу. Это набор конкретных стимулов, позволяющих давать разнообразную, но управляемую нагрузку на конкретные системы.
Что еще важно: игра должна иметь название и минимальные сложности по организации пространства-оборудования.
Название позволяет детям запоминать игру и в дальнейшем сильно экономит время на объяснение правил.
К тому же, дети сами просят поиграть в «собаку на сене» или «дерзкие грибы» - это можно использовать как поощрение при дисциплинированном поведении. Для любого упражнения я сейчас стараюсь придумывать яркое название.
Если надо готовить оборудование, например, для полосы препятствий – надо это делать заранее. В процессе тренировки важна бесшовность и сохранение инерции и динамики занятия. Максимально возможная пауза на подготовку – это время, пока дети пьют водичку.
Создать систематичность, регулярность и прогрессивное усложнение целенаправленных воздействий в игровой форме – это сложно. Это одна из главных трудностей, которые я вижу на текущий момент. Но это и один из моих главных интересов как методиста.
В процессе работы я создаю себе каталог игр, классических и новопридуманных, с категоризацией по главным и второстепенным стимулам.
Возможно, когда-то этот каталог станет достаточно хорош, чтобы им поделиться с заинтересованными.
авторизуйтесь