Все знают, что в нынешнее время дети мало двигаются, быстро набирают лишний вес и сопутствующие этому проблемы. Но как привить ребенку любовь к двигательной активности?
Сегодня на утренней прогулке с собакой стал свидетелем картины: отец и сын на утренней пробежке. Классно, успел подумать я. И тут они подбежали ближе.
- Папа, ну пожалуйста! - хныкал пацаненок.
Я сосредоточился на том, чтобы отвлечь собаку и не дать ей составить компанию бегунам, но выхватил пару прерывистых фраз отца. Что-то, связанное с "легкие", "привыкнешь", "терпи".
- Ну пап, ну пожалуйста!
Конечно, этот мужчина не изверг, диктатор и садист.
Наверняка он исходит из лучших побуждений. Возможно, именно таким образом и он сам когда-то пришел в спорт. Принудительно и без желания. Но сначала привык, потом понравилось, теперь учит отпрыска.
Но какие шансы, что этот парнишка полюбит утренний бег? Сейчас это внешняя мотивация самого низкого порядка. Это когда ты не хочешь, а заставляют.
Со временем она может перерасти во внешнюю мотивацию более высокого уровня, а то и стать внутренней. Только вот если это произойдет, это будет не заслуга отца. Это произойдет вопреки его действиям.
Какие еще есть варианты?
Согласно теории самодетерминации, каждый человек имеет потребности в компетентности, автономности и связи с другими людьми.
И деятельность, в которой удовлетворяются эти потребности, подпитывается внутренней мотивацией.
То есть для этой деятельности человеку не нужен ни кнут, ни пряник. Процесс становится ценнее результата. И вот как можно переложить эту теорию на спорт.
✅ Автономность означает самостоятельность в выборе решений. "Выбор" - ключевое понятие. Если дать ребенку альтернативы разных форм двигательной активности, сам факт того, что он участвует в принятии решения, повысит мотивацию.
✅ Компетентность означает, что сложность задачи лишь чуть-чуть превосходит навыки ребенка. Если с вызовом можно и получается справиться, аппетит к решению этих задач возрастает.
✅ Связь с другими людьми тоже важна. Мы - стайные существа. Если в процессе деятельности укрепляются отношения с важными для нас людьми, лишняя мотивация не потребуется. Это отношения с родителями, родственниками, сверстниками, учителями, менторами и тренерами. Эта потребность НЕ удовлетворяется через слезы, палочный метод, и индивидуальный характер спорта с высокой конкуренцией.
Конечно, это лишь теория, и любая модель отражает действительность только приблизительно.
Но все сводится к тому, чтобы научить ребенка любить активный образ жизни и спорт. Ну и чтобы научить, надо уметь это самому.
Согласны?
Еще актуальные статьи на тему мотивации:
- Мотивация и работа тренера
- Как мотивировать себя не бросать начатое? Кривая Бандуры
- Полюбить процесс... заново
авторизуйтесь