Есть мнение, что главное предназначение тренера – продавать услуги фитнес-клуба и контролировать безопасность тренировок клиентов. А те мол, кто этого не понимают, не имеют шансов на успех и вообще не профессионалы.
Если такой позиции придерживаются менеджеры по продажам в фитнесе, никакой проблемы нет. Отделы продаж работают не столько с людьми, сколько с членствами. Они так и воспринимают процесс: карту надо продать, а потом продлить. Но эта статья написана тренером для тренеров и атлетов.
Менеджерам по продажам можно дальше не читать.
Я искренне верю, что хорошему тренеру под силу изменить мир. К лучшему. По одному человеку за раз.
Тренер оказывает услуги платно, а значит, продает их. И безопасность тренировок – базовое условие их проведения. Но это не главное. Давайте зададимся вопросом: какую ценность мы, тренеры, «продаем»? Безопасность? Здоровье? Внешний вид? Физические кондиции? Любые цели, сформулированные клиентом? Я так думаю: ни одно из перечисленного. Достижение целей клиента – такое же базовое условие работы, как и безопасность тренировок.
Кубики на животе. Плюс 3 кг сухой мышечной массы. Минус 10 кг на весах. Плюс 20 кг в тяжелоатлетическом рывке. Избавление от боли в плече. Победа на соревновании. Все эти цели являются внешней мотивацией для тренировок. То есть движение в данных случаях выступает средством достижения целей. Собственно, потому упражнения и называются тренировочными средствами.
Плохо в этом только то, что после достижения цели средство может оказаться ненужным.
Мы с вами это видели не раз. Бывшие спортсмены, возненавидевшие и спорт, и движение вообще. Стремительные похудения и такие же яростные откаты в исходное состояние. Избавление от боли и ее возвращение из-за низкой технической подготовленности и культуры движения. Какой смысл в достижении цели, которую нельзя стабильно сохранить? Сделать фото и запечатлеть мгновение успеха постом в соцсети?
Можно руководствоваться задачами травмобезопасности и выполнения плана продаж, только это чушь. Главная задача тренера – сделать двигательную активность не средством достижения каких-то целей, а целью самой по себе. Для этого движение и физические упражнения должны перейти из области внешней мотивации в область мотивации внутренней. Вот как это примерно происходит.
Среди теорий мотивации есть так называемая модель самодетерминации. В этой модели выделяют несколько разных видов мотивации по степени интернализации действия. Интернализация означает степень, в какой действие или явление встроено в систему ценностей человека.
Так вот, низшая степень мотивации – амотивация. На этой ступени человек не собирается предпринимать никаких действий. Амотивированные люди не хотят двигаться, и обосновывают это одним из шаблонных аргументов. Тренировки – для тупых качков. Спорт калечит. Можно похудеть и без тренировок. Нет времени на тренировки. Начну со следующего понедельника следующего года следующей жизни. Тренер может быть не в форме, главное знать, как похудеть клиентам. Короче, амотивация сильно пахнет отмазками.
Следующая ступень – экстернальная регуляция. Это самый низкий уровень мотивации, когда человек все-таки предпринимает действие. Он движим чисто внешним стимулом. Обычно это угроза наказания или обещание награды. Для ребенка это может быть запрет на прогулки, если он не будет ходить в секцию. Для взрослого – угроза здоровью или жизни, например, со стороны сердца. Для профессионального спортсмена – угроза будущему. Особенно, если ты представитель сборной Северной Кореи. Для тренера это может быть угроза увольнения, если он совсем уж не в кондиции. Как действует обещание награды, можно увидеть на всяких бешеных сушках и подготовках к свадебной фотосессии.
Экстернальная мотивация пропадает, как только пропадает внешняя угроза или поощрение. Человек переходит в категорию амотивированных. Бешеные сухари разбухают, образы со свадебных фотографий становятся частью истории «ах какими мы были». Если тренер работает с таким человеком, его навыки продаж будут работать, пока он может придумывать новые цели. Но тренировки не станут привычкой, и в какой-то момент клиент исчезнет.
Интроецированная регуляция является следующей ступенью повышения мотивации. На этой стадии человек начинает соотносить необходимость тренировок с внутренними потребностями. Главная потребность – повышение самооценки за счет соответствия внешним нормам. Главное побуждение идет от чувства стыда или вины и их избегания. Атлет с такой мотивацией хочет всем доказать, что он чего-то стоит и тренируется не просто так. Тренер на этом этапе понимает, что должен соответствовать представлениям о внешности тренера. Фитнес-клиент с такой мотивацией хочет нравиться своей второй половинке. Школьник или срочник в армии начинает качаться, чтобы повысить статус в определенном, довольно ограниченном социуме. Проблема в том, что мотивация избеганием стыда и вины негативная по своей природе. Поведение, подкрепляемое такой мотивацией, почти никогда не становится стабильной привычкой.
На этапе идентифицированной регуляции человек уже полноценно связывает внешнюю цель с собственными ценностями. Люди с такой мотивацией тренируются не ради внешнего вида. Они понимают, что тренировки повышают их продуктивность в жизни. Что тренировки необходимы для активного долголетия и качества жизни. Тренер с идентифицированной регуляцией осознает, что не сможет эффективно тренировать, если продолжит забивать на собственные тренировки. Для атлета на этом этапе становится ясным, зачем нужна скучная подсобная работа и техники повышения самоосознанности. На стадии идентифицированной регуляции пропадает необходимость во внешнем контроле. Человек становится достаточно автономен, чтобы заставлять его не было необходимости. Такому человеку также не надо ничего продавать: он будет покупать сам. Если тренер сумел довести человека до этапа идентифицированной регуляции – он сделал большое дело.
Если же тренер сумеет вывести подопечного на этап интегрированной регуляции, он действительно крут. Двигательная активность становится неотъемлемой частью системы ценностей человека. Для человека тренировка становится способом повышения осознанности, медитативным процессом, одним из инструментов самосовершенствования.
Такая форма мотивации делает человека максимально автономным. Это все еще форма внешней мотивации, но только потому, что тренировки – все еще средство, а не самоцель. Если двигательная активность становится интересной именно процессом, стоит говорить о внутренней мотивации. Тогда цель не лежит вне процесса, она состоит в нюансах процесса активности.
Главная задача тренера – не продавать и не обеспечивать безопасность. Это базовые инструкции низшего порядка. Главная задача тренера кроется в этимологии слова тренер. Trainer происходит от латинского traho – тянуть, тащить, увлекать. Можно считать, что задача тренера – протащить подопечного от исходного состояния к поставленным целям. Но мне нравится другая версия.
Задача тренера – сделать подопечного максимально автономным.
Этого можно добиться, если переводить человека на более стабильные стадии мотивации. Все приходят в спортзал с желанием похудеть, подкачаться, избавиться от боли или всех победить. Но интерес в том, чтобы по пути к кубикам и медалькам помочь человеку открыть созидательную силу движения. Тогда физическая активность будет не наказанием, неизбежным злом, средством ухода от чувства стыда. Движение поможет реализовывать базовые потребности в автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми.
Так тренер может немного изменить мир. К лучшему. По одному человеку за раз.
Или не может. Если собственная двигательная активность тренера держится на низших уровнях мотивации, единственное, что остается – продавать услуги и контролировать безопасность.
авторизуйтесь