«Если я сам не буду тренироваться, вся эта тренерская работа не имеет для меня смысла». Так думал я на заре своей тренерской деятельности. А через пару лет обнаружил себя в позиции «сапожника без сапог», тренирующегося нерегулярно, без целей, плана и графика. И что иронично, как раз из-за тренерской деятельности.
Вы знаете, как это бывает. Ты стараешься делать хорошо то, что делаешь. Берешь на себя дополнительные обязанности, придумываешь и реализовываешь новые проекты, постоянно учишься. Жертвуешь «второстепенными» вещами. Иногда это питание, потому что ты не успел приготовить или забыл поесть. Иногда – длительность сна. Иногда ты пропускаешь тренировку или пересматриваешь планы на вечер, потому что «дел накопилось»…
Когда я обнаружил себя «без сапог», меня это удивило. Что-то вроде «Да ладно, и я туда же?!» Честно вам признаюсь, я даже немного поныл. На тему «у меня украли процесс», ну и так далее. Знаете эти моменты, когда ты весь в себе, сосредоточен на выполняемой работе, и вдруг в твою тренировку беспардонно вторгаются? Клиент со сложным вопросом, или коллега со срочной проблемой. Ты же тренер, в спортивном зале – разве это не твое рабочее место? Ты теряешь настрой, и дальше остается только ныть. Но долго ныть вредно для пищеварения. Потому я начал анализировать, какие у меня вообще цели и как исправлять ситуацию.
С целями вопрос оказался самым неоднозначным. В 2010 КроссФит полюбился мне своей «упарывающей» сутью. Интенсивность хорошо выжигала внутренних демонов и помогала воспитывать в себе скромность и адекватную самооценку. В самом начале цель перед каждой тренировкой была одна: суметь ее выполнить. Это было темное время, мы выковывали элитную подготовленность как могли. Ваша тренировка – это наша разминка, и все такое.
Чуть позже настала пора пост-экзорцизма. Внутренние конфликты были погашены, и я сосредоточился на изучении новых навыков. Ходьба на руках, выходы на кольцах, тяжелая атлетика и что угодно еще – все было интересным и представляло собой вызов. Целью на том этапе было научиться делать сложное движение в комплексе. То есть реализовывать двигательный навык в условиях интенсивности и утомления.
Потом началась эпоха соревнований. Мы организовывали междусобойчики и сами же в них участвовали. Появилась новая цель – готовиться к соревнованиям по кроссфиту. Время с 2012 по конец 2014 я провел в звучном, но противоречивом звании «соревнующегося атлета». Постепенно стало ясно, что развитие в этом направлении не для меня. Работа сс спортивной командой, Geraklion Team, требовала роста моего тренерской ипостаси. Выбор был сделан.
Итак, в какой-то момент я с удивлением понял, что почти не тренируюсь. Силовые все еще на уровне. Ноги-морковки по-прежнему прыгучи. Кубики на месте. Бицепсов как не было, так и нет, но и не хочется. Инерция соревновательных тренировок угасла. Других целей нет.
А ведь мы привыкли, что всегда надо ставить цели. Я и сам этому учил своих подопечных. Цель должна быть специфичной, измеримой, актуальной, разумной и ограниченной во времени. Тренируешься, чтобы побеждать. Или похудеть. Или набрать. Или поднять силовые. Или кого-то «наказать». Или для свадебных фоточек. Двигательная активность – средство достижения этих целей. Стоп!
Как же в детстве мы обходились без этого? Когда я плавал на жестяном корыте по болоту в деревне у бабушки. Когда дни напролет катался на велосипеде. Когда мы с друзьями даже зимой играли в баскетбол на улице или вечерами пропадали «на турничках». Не было никаких целей, и не было в них необходимости. Вспомните! Движение приносило простую и чистую радость.
Конечно, кто-то этой радости никогда не испытывал. Некоторые вырастают, считая физические упражнения чем-то чуждым, необязательным и для «тупых качков». «Как заставить себя заниматься спортом». «Как похудеть без спорта». «Как похудеть без усилий». «Как привести себя в форму за неделю». За этими поисковыми запросами людей стоят либо неспортивные родители, либо унылые учителя физкультуры, либо специфичный круг общения. Для таких людей физические упражнения – мука и неизбежное зло, с которым хочется расстаться поскорее.
Но мне повезло со всем перечисленным, и я смог вспомнить радость движения из детства и отрочества.
Сейчас я учусь любить процесс тренировок. Заново. Интенсивность КроссФита. Ритмичная упругость кроссового бега. Медитативный дискомфорт йоги. Скорость тяжелой атлетики. Точность гимнастики. Морозная свежесть бега на лыжах. Хаотичность игровых видов спорта. Если подавить инстинктивное стремление к самоидентификации с каким-то «лагерем» или направлением, понимаешь главное. Все, что гонит томную скованность из тела, по своему прекрасно! Главное – увидеть ценность процесса, научиться чувствовать собственное тело, начать относиться к двигательной активности как к игре.
Вот как я сформулировал цель, которой мне хватит на всю жизнь, которой не нужны ярлыки, причины и объяснения: ежедневная доза движения. А как звучат ваши цели?
авторизуйтесь