Физические качества: абстракции и практическая реализация
В тренерском чате семинара вчера зашел разговор по физические качества.
Начали с того, тождественны ли быстрота и скорость, перешли к координации и ловкости, в итоге увязли в абстракциях, интерпретации смыслов и цитат из разных источников.
Это наглядная иллюстрация, как сложно оперировать абстрактными понятиями типа «физических качеств», особенно на этапе практической реализации.
С Вадимом Гурьевым как-то обсуждали, что под «развитие координации» можно записать любую дичь.
🎧Подкаст "Тренерская: про упражнения"
Что бы человек ни делал, на вопрос «зачем?» можно смело ответить: для развития координации. Помните все эти видео на ютубе из fail compilation? Представьте себе, возможно, все это было для развития координационных способностей!
Координация нужна, например, чтобы точно и аккуратно почесать нос, прихлопнуть комара, бросить мяч, открыть пивную бутылку о край стола, жонглировать, томно потягиваться в кроватке, поднять штангу над головой, лениво скролить новостную ленту.
Собственно, вообще любое движение требует координации вовлеченных мышц и подвижных звеньев.
На семинаре я все время повторяю: уходите от абстракций, думайте, какие конкретно двигательные задачи надо решать, старайтесь перевести все на язык физиологических адаптаций и нужных стимулов.
Вам же не нужно быть координированными вообще?
Надо ведь или ритмичнее танцевать или быстрее схватывать новые элементы-связки, или точнее бить по мячу/оппоненту, или улучшить дрибблинг, или проходить препятствия с первой попытки, или бить по барабану, или быстрее ехать на горных лыжах.
Всегда есть конкретный спектр движений или двигательных задач, в которых нужна более высокая компетентность.
Дальше можно выделить множество подгрупп:
- координация «глаз-рука» (теннис, баскетбол, единоборства и т.д.)
- координация «глаз-нога» (футбол, единоборства и т.д.)
- способность двигаться ритмично;
- способность сохранять равновесие в статике и в движении
- способность манипулировать объектами
- способность выполнять движения точно (по времени, скорости, силе)
- способность координировать асинхронные движения конечностей
- способность быстро переключаться между принципиально разными двигательными шаблонами
- способность координировать перемещение в пространстве относительно статичных (препятствия) или движущихся (соперники) объектов
- адаптивность к изменяющимся внутренним (утомление) и внешним (инвентарь, погода, среда) условиям
- способность усваивать новые движения
Развитие одного вида координации не означает развития остальных.
Потому от абстрактных «способностей» надо всегда стараться прийти к конкретным и специфичным методам и средствам.
Просто чтобы не надеяться, что жонглирование стоя на физиоболе улучшит технику в горных лыжах (тру стори 🙈).
И особенно это важно в тренировках детей. Тут важно, чтобы в плане «развития координации» в тренировочном процессе галочки можно было ставить по всем перечисленным выше пунктам.
Конечно, если мы не хотим случайно «развить» им ловкость утюга и грацию домкрата.
авторизуйтесь