Вчера, катаясь на велике по горам, в очередной раз поймал себя на мысли, что больше всего мне нравятся именно затяжные подъемы.
Вроде бы парадоксально, потому что обычно велосипед ассоциируется со скоростью, свистом ветра, любованием видами и другими прелести.
Когда подъем длится от получаса и дольше, есть достаточно времени поразмышлять над вопросами подобного рода. А этот вопрос совсем простой. В моем случае любовь к тяжелой работе имеет корни в многолетних тренировках по кроссфиту.
Это первое и основное, что мне дали занятия кроссфитом. Не просто не бояться тяжелой работы, а стремиться к ней. Уметь оставаться эффективным там, где все системы организма повизгивают «алярм».
Там, где у непривычного к интенсивности человека, по его ощущениям, закисляется миокард, вот-вот придется выплюнуть легкие, колет печень, взор застилает багровой пеленой, во рту появляется вкус крови и по телу бегают мурашки, у энтузиаста кроссфитера – это просто выход на целевую интенсивность, где надо выполнить требуемый объем, контролируя технику и равномерное распределение сил.
Создатель концепции кроссфита, Грег Глассман когда-то сказал, что главная адаптация в кроссфите происходит «между ушей». Ты учишься понимать тяжелую работу. Узнаешь, что в таком квазиустойчивом состоянии тело способно на очень многое, вопреки визгу сенсорных систем и синдрому «маленькой сучки» в голове. Учишься понимать тело и его истинные возможности.
Но это не все. Еще кроссфит учит тебя быть экономичным. Не тратить силы зря. Применять в свою пользу силы тяжести, трения, реакции опоры, упругой деформации, чтобы экономить собственную энергию. Не обязательно понимать, что это за силы: ты просто чувствуешь, как выполнять задачу с минимальными усилиями.
Сначала ты повышаешь экономичность в упражнениях с собственным телом, потом в упражнениях с отягощениями.
Постепенно развивается адаптивность – способность быстро приспосабливаться к выполнению новых, непривычных задач и упражнений, и тратить на это минимум энергии.
При этом ты также учишься достигать экономичности не в ущерб технике, а за счет ее совершенствования.
Кроссфит, как высокоинтенсивная программа, учит этому быстро. По-хорошему (по сбалансированной программе у опытного тренера) или по-плохому (см. фейл компилейшн на ютубе).
По-хорошему – это когда собственные силы экономятся за счет грамотного использования внешних сил, отсечения лишних движений и степеней свободы.
Когда функции внешнего дыхания реализуются не в ущерб жесткости корпуса.
Когда стабильность суставов в объемной работе обеспечивается за счет активной мышечной работы, а не пассивного натяжения соединительных тканей.
Я не знаю других направлений фитнеса, в которые вкладывался бы подобный смысл. Часто эти направления или спекулируют на исключительной важности эстетики, или на хрупкости человеческого тела и его склонности к дисфункциям, компенсациям и всяким другим печалям.
Бывает, я и сам критикую некоторые примеры неадекватного применения кроссфита - см. пост "Догмы кроссфита, которые я переосмыслил".
Но при грамотном использовании кроссфит может научить, как не бояться тяжелой работы, а выполнять ее в удовольствие, с минимальными энергозатратами и максимально безопасно для себя.
авторизуйтесь