Название упражнения - способ сообщить, что конкретно надо сделать. Это средство коммуникации - между тренером и подопечным, или между разными тренерами.
Но иногда бывает так, что разные тренеры по-разному называют одно и то же упражнение. И собеседнику требуется некоторое время, чтобы выяснить, что имеется в виду.
Сегодня я спросил своих коллег в инстаграм, как бы они назвали упражнение ниже, чтобы клиент из названия наверняка понял, что нужно сделать?
Получил массу ответов. С большей частью из них согласен, часть можно еще немного уточнить.
Мой собственный вариант названия к видео выше - «Броски мяча от бедра в стену перпендикулярно стоя на коленях». Я пользовался простым алгоритмом для составления названия упражнений, который может помочь, если стандартные термины путают вашего собеседника.
Принципы названия упражнений
Требование к любым средствам общения - их понятность. В рамках коммуникации "тренер-ученик" могут использоваться любые способы - от общепринятых названий до выдуманных, от понятных слов до образного "теперь вот так вот, епта". Лишь бы один понимал, что от него требует или ожидает другой.
Но когда тренеры общаются между собой, "выдуманный язык" перестает работать. На наших семинарах по планированию тренировочного процесса такие моменты случаются постоянно. "Именные" упражнения в честь какого-то тренера, о котором большинство не слышали (типа "присед Хэтсфилда", "жим Палоффа", "метание Кабанчиком").
Нарицательные названия, обозначающие вообще что угодно ("десантники", "разножка", "ласточка"). Откровенное искажение анатомических понятий, направлений, плоскостей, когда человек говорит "отведение плеча", имея ввиду "наружную ротацию" или "разгибание плеча", описывая подъем рук над головой.
Такие моменты всегда вносят путаницу и требуют дополнительного времени и умственных усилий, чтобы выяснить, какое упражнение имеется ввиду.
Но есть способ сделать коммуникацию эффективнее. Упражнение всегда можно описать целевыми указаниями: двигательное действие, используемый снаряд и его положение, количество вовлеченных звеньев, траектория и опора.
Если возникает проблема с тем, чтобы объяснить упражнение, можно использовать простой алгоритм названия.
1. На первом месте всегда действие
Это или базовый шаблон (присед, тяга/наклон, жим вертикальный/горизонтальный, тяга вертикальная/горизонтальная, выпад, рывок и т.д.) или изолированные движения суставов (отведение, разгибание, вращение наружу и т.д.). Тут же указывается, если движение выполняется одной конечностью.
2. Далее описывается снаряд, его положение и положение тела
Присед со штангой/с гантелью/с мешком/с отягощением весом собственного тела; на спине/на груди/над головой. Горизонтальное отведение плеча с гантелью/с резиной/в блоке. Жим штанги сидя на полу. Вращение плеча наружу с резиной лежа на спине.
3. Траектория, когда применимо
Броски медбола от груди вверх/ из-за головы в стену/из-за головы в пол. Прыжок вертикальный/в длину/боковой. Рывок штанги с виса выше колен в полуподсед. Присед со штангой на спине на короб. Отведение плеча с гантелью в плоскости лопатки до 90 градусов.
4. Дополнительная информация
Паузы, характер опоры. Рывок штанги с пола в сед с паузой после съема. Горизонтальная тяга гантели в наклоне на 1 ноге.
5. Все общепринятые по умолчанию критерии можно опустить
Классическая тяга, фронтальный присед, рывок - значит, со штангой. Другие снаряды прописывать. Жим лежа - широким хватом и на скамье. Узкий хват, одной рукой, лежа на полу - прописывать.
ВЫВОД
Как и любая коммуникация, эти рекомендации не лишены недостатков. Не нужно воспринимать их, как жесткое руководство для граммар-наци от мира физподготовки. Но эти критерии могут здорово помочь в понимании друг друга и в организации собственного мышления.
авторизуйтесь