Внутренняя среда определяется физиологическими и психическими процессами, происходящими внутри человека. При этом разделение на «физиологию» и «психику» достаточно условно. Эти процессы влияют и обуславливают друг друга, и четко разделимы только в соответствующих главах учебников.
Задача всех систем организма – сохранить постоянство внутренней среды в ответ на изменения внешней среды. Говоря проще, выжить в изменяющихся условиях. И тут атлету важно понять: атлет и его организм решают разные задачи во время тренировочной и соревновательной деятельности. Атлет преодолевает себя, развивает стороны подготовленности, борется с трудностями, конкурирует, реализует свой человеческий и атлетический потенциал. Организм атлета при этом решает одну задачу – выжить.
В этом корень внутренних противоречий. Тренировка – стресс. Соревнование – огромный стресс. Стресс изменяет условия внутренней среды. Изменение условий внутренней среды запускает механизмы для их восстановления и предотвращения дальнейших изменений.
Повышается температура тела – запускается процесс потоотделения.
Физическая нагрузка приводит к накоплению углекислого газа – учащается дыхание.
Дыхание слишком частое для текущего энергозапроса – выходная мощность снижается.
В мышцах происходит метаболическое закисление – подавляется эфферентная нервная импульсация.
Нервная система получает сигналы о боли в суставе – повышается тонус мышц для ограничения подвижности сустава.
Почти всегда следствием напряженной деятельности является утомление. А утомление проявляется в снижении работоспособности.
Тут возникает интересный парадокс. Неопытный спортсмен уверен, что снижение работоспособности обусловлено объективными причинами. В мышцах закончился гликоген, или они слишком закисли, или просто закончились силы.
Но тормозные механизмы, снижающие работоспособность (читай расход энергии) включаются задолго до того, как энергоресурсы будут исчерпаны или внутренняя среда очень сильно изменится. Причем, чем менее тренирован человек, тем раньше включаются охранительные механизмы. И наоборот: самое сильное закисление наблюдается у самых высококвалифицированных атлетов.
Наличие таких защитных механизмов обусловлено эволюционно. Представьте нашего древнего сородича, охотящегося в степи на косулю. Предположим, он преследует косулю на полной скорости бега. И бежит до истощения запасов гликогена. Только потом включается механизм утомления, и он падает без сил. Выживет такой представитель двуногих? Вряд ли.
Необходим резерв сил, на всякий случай. Для этого утомление должно развиться раньше. Такой охотник оценит, что шансы загнать косулю, пытаясь догнать ее в спринте, близки к нулю, и остановится.
Но спортсмены с опытом учатся понимать, где находятся реальные границы их работоспособности. С помощью тренировок они отодвигают границы накопления утомления. С помощью тренировок же они повышают порог устойчивости к неприятным ощущениям, связанным с утомлением. Исследования показывают, что с ростом тренированности интенсивная работа не становится менее дискомфортной. Но человек начинает легче переносить этот дискомфорт.
Дискомфорт проявляется по-разному. Любые ощущения всегда обрабатываются нервной системой и регистрируются сознанием в определенной форме. Вот какие формы дискомфорта встречаются в практике:
- жжение в работающих мышцах;
- жжение в груди;
- боль в суставе;
- боль в области печени;
- боль в области селезенки;
- нестабильность в суставе и связанная с этим деградация техники;
- ощущение «пустоты» в мышцах, неспособность выполнить усилие;
- жжение в горле;
- повышение внутричерепного давления;
- перегрев тела;
- тяжесть в желудке;
- ощущение зашкаливающего пульса.
При достижении определенного уровня такие ощущения приводят к снижению работоспособности. Чем менее опытен атлет и чем неожиданнее такие ощущения, тем сильнее упадет мощность работы. Вплоть до полного отказа.
Некоторые из указанных симптомов действительно связаны с потенциальным вредом для организма и их нельзя игнорировать. Тогда они вызваны травмой или патологией.
Но если атлет здоров, он должен понимать следующее. Каждый раз, когда он будет заставлять организм совершать ненужные телу движения и тратить энергию, организм будет сопротивляться. Это сопротивление многогранно и многослойно, но на поверхности всегда одно и то же: мышечный или «дыхательный» дискомфорт и рационализация, почему надо замедлиться.
Атлет думает: «Колет в боку. Наелся жирного, поэтому колет. Не смогу так бежать, надо помедленее». Или: «Ноги закисают. Можно и до отказа дойти. Вдруг не смогу продолжать. Надо остановиться и чуть отдохнуть». Или: «Слишком тяжело. Если прям сейчас подойти к штанге, не подниму. Надо еще подышать». Или: «Только третья минута работы. Впереди еще 20 минут, а уже так тяжело. Не вытерплю, надо замедлиться». Или: «Все равно уже не пройду в финал. Нет смысла упираться».
Тот голос, который атлет слышит в голове – это, конечно, его голос. Ну, в большинстве случаев. Но «его голос» - что это, голос разума или голос организма? Доподлинно неизвестно. Мы знаем одно: когда этот голос начинает рассказ, как тяжело жить, начинается ментальная устойчивость к условиям внутренней среды.
▶ Продолжение в следующих постах.
-----
Отрывок из книги "Основы периодизации в подготовке универсальных атлетов". Книга уже выложена в pdf версии. Готовим печатный вариант.
авторизуйтесь