До CrossFit Open 2019 остается меньше 5 недель, и никогда еще мы не знали о предстоящих соревнованиях меньше, чем сейчас.
В этом году формат кардинально изменился. О грядущих изменениях заявили в августе, сразу после Игр. Но только спустя полгода нововведения стали понятны в деталях.
Я не буду их перечислять. Сейчас информации уже очень много, и в оригинале, и в переводе. Я хочу поразмышлять о причинах и возможных последствиях. Дальше моя версия, на основании найденной информации и личных домыслов.
1. Смещение фокуса CrossFit Inc. со спортивной составляющей к оздоровительной
Глассман, основатель бренда и создатель концепции, никогда спортивной стороной КроссФита особо и не интересовался. Когда-то он сформулировал концепцию физической подготовки, основанную на высокой интенсивности, групповом формате, многосуставных движениях, разнообразии нагрузок.
Глассман придумал новое определение физической подготовленности: работоспособность в широком спектре длительности и характера двигательных задач. Он также по-новому сформулировал идею здоровья. Во-первых, вспомните шкалу «Патология-Норма-Подготовленность».
На этой шкале норма – это состояние безболезненности, когда показатели находятся в пределах половозрастных норм. Это еще не здоровье. Здоровье – это состояние подготовленности, когда все показатели находятся на сверх-уровнях, которые создают некий запас прочности и здоровья.
Эта концепция оказалась настолько крутой, что с легкостью покоряла сердца и умы людей по всему миру. Она в самой своей сути содержала соревновательный момент, потому что строилась на выполнении на время соревновательных движений из разных видов спорта. И так уж вышло, что возникший из фитнеса спорт стал расти гигантскими темпами, и потащил за собой вверх и фитнес-составляющую тоже.
CrossFit Games, что возникли как междусобойчик физкультурников, со временем стали мощнейшим турниром. Атлеты, тренирующиеся в свободное время и соревнующиеся как «воины выходного дня», были вытеснены профессионалами, которые тренируются полный рабочий день и зарабатывают на жизнь спортом. Шкала «патология-норма-подготовленность» превратилась в «патология-норма-патология» из-за большого количества травм и допинговых скандалов.
Между тем, Глассман производит впечатление человека, движимого идеей революции в фитнесе. Сейчас модно обсуждать изменения в формате Games через призму финансового благополучия CrossFit Inc., и их доходы от аффиляций и обучений. Но Глассман продолжает говорить то, что говорил и 10 лет назад, и даже больше. Только тогда он противопоставлял КроссФит сетевому фитнесу. Сейчас же он противопоставляет КроссФит системе здравоохранения в целом.
Глассман заработал состояние на КроссФите. Но он выглядит так же, как и 10 лет назад: бейсболка, рубашка, потертые джинсы. А еще - никакого намека на чувство собственной важности. Но в глазах все тот же огонь священной войны со всем бессмысленным в фитнесе и здравоохранении.
2. Соревновательный кроссфит – причина успеха CrossFit Inc.
Как в любой войне, полумеры не эффективны. Если хочешь быть услышан – подвергни сомнению все устои. Противопоставляй себя всему. Традиционный фитнес – пустая трата времени. Изолирующие упражнения и тренажеры – бессмысленны. Регламентированная программа тренировок – бесполезная рутина.
Мы – за функциональные движения, которые позволяют производить работу высокой мощности. Мы – за постоянное варьирование тренировочного стимула и достижение всеобъемлющей работоспособности. Мы – за постоянно высокую интенсивность во всем. Мы – КроссФит.
Но любые крайности имеют острые углы.
Например, ты добавляешь многосуставность любым движениям, в том числе подтягиваниям, и придумываешь баттерфляй. Или накручиваешь интенсивность, делая ациклические движения в циклике и большом объеме. Не важно, что это: плиометрика или тяжелая атлетика. Или ты варьируешь тренировочный стимул почти до уровня случайности, игнорируя принцип прогрессивной перегрузки. В итоге ты зажат в тиски этих крайностей, и иногда тренируешься очень грамотно, а иногда конвульсивно киппингуешь разнообразные движения с вымышленной функциональностью. Это очевидные ограничения для роста популярности бренда, вызывающие мощную волну критики извне.
Но соревновательный КроссФит потянул вверх концепцию фитнеса и бренд CrossFit, по двум причинам.
Атлеты, похожие на суперменов и способные практически на все, «продавали» приоритет тренировок для функциональности, а не внешнего вида. Люди, отчаявшиеся накачать пресс и банки с помощью тренажеров и 3*8, с энтузиазмом переключались на 21-15-9 и штангу с турником, в надежде на функциональность атлетов с ютуба и «побочку» в виде пресса и банок.
Я не могу говорить за весь мир и всех людей, но вот как неоднократно выглядела схема возникновения нового аффилированного КроссФит-бокса:
- кто-то узнает о КроссФите (фильм «300 спартанцев», ролики на Ютуб, затем общенациональные соревнования, затем и местные);
- этот кто-то начинает тренироваться где может (у себя дома, в подвале, в качалке неподалеку, в местном фитнес-клубе, затем и в каком-то кроссфит-боксе);
- этот кто-то заболевает идеей, изучает все доступные материалы, идет и обучается на CrossFit Level 1;
- этот кто-то начинает тренировать других людей, стремясь транслировать «радость элитного фитнеса» как можно большему количеству людей;
- этот кто-то открывает зал, на собственные или привлеченные средства.
Знакомо? Я таких примеров видел очень много.
Все такие случаи начинались с энтузиаста, которого заражала концепция готовности к любой возможной нагрузке. И еще одна общая черта: я не знаю ни одного случая, когда такая идея появлялась в человеке при просмотре ролика про человека с лишним весом, который при помощи берпи и трастеров скинул 40 килограмм. Но это все одна сторона вопроса.
Другая сторона – в качестве самого КроссФита. Какое было качество – можно увидеть на CrossFit Games 2007-2010 годов. Сейчас во многих боксах обычные люди выполняют движения лучше, чем «топовые» атлеты в те годы. Очень полезно посмотреть иногда, каким был КроссФит в то время. Останься он таким же – и концепция бы так не расцвела. А то и вовсе завяла.
В погоне за преимуществом соревнующиеся атлеты вынуждены были тренироваться больше. Они совершенствовали технику классических тяжелоатлетических и гимнастических движений. Они вырабатывали техники выполнения сугубо кроссфитовских движений вроде бросков мяча в мишень, двойных прыжков, многоповторной тяжелой атлетики и гимнастики. Они вернули принцип прогрессивной перегрузки и подружили его с высокой вариативностью.
Именно топовые атлеты показали всем, что кроссфитеры умеют рвать и толкать с хорошей техникой. Что тяжелоатлетическая многоповторка может быть безопасной и красивой. Что можно владеть широким спектром навыков и выполнять из в условиях утомления.
Схемы отработки двигательных навыков, прогрессии развития силы и выносливости, средства профилактики травм перекочевали в боксы.
Не будь соревновательного кроссфита и связанного с ним неизбежного совершенствования соревновательного мастерства, мы бы по-прежнему наблюдали качество движения обычных людей, тренирующихся 3-5 раз в неделю в течение часа. Низкое качество, подтверждающее, что безопасно использовать многосуставные движения с высокой интенсивностью невозможно. Именно «технологии» подготовки соревнующихся атлетов, которые стали использовать в обычных залах, подтвердили обратное.
3. Причины понятны, перспективы – нет.
Решение Глассмана вернуть акценты со спортивной составляющей на оздоровительную лично мне представляется логичным, учитывая убеждения самого Глассмана. Но с точки зрения будущего бренда, не все однозначно. По моему личному и очень субъективному мнению, такое смещение акцентов скорее навредит популярности бренда, и вот почему.
Когда Глассман только начинал свой крестовый поход, а КроссФит только заявлял о себе, имея в сети аффилиатов несколько сотен клубов, противопоставление себя всем остальным работало. Все остальные тогда – это были традиционные форматы фитнеса, построенные на бодибилдинге и низкоинтенсивном кардио.
Сейчас все по-другому. Посмотрите мировые фитнес-тренды последних лет. Помимо прочих, это высокоинтенсивные интервальные тренировки, групповой формат, формат мини-групп, функциональный тренинг, тренировки людей в возрасте. Напоминает что-нибудь? Может быть, КроссФит?
Это мировые тренды. Читай: это делают почти все. И в таких условиях возникает вопрос. Что уникального в КроссФите?
Многосуставные движения? – Нет. Только, может быть, подтягивания баттерфляем, но это сомнительное достижение. Кроме того, именно соревновательный КроссФит оправдывает само существование баттерфляя и киппинга, вариаций берпи, отжиманий в стойке на руках киппингом, многоповторных прыжков на тумбу и т.д. Приседания, тяги, жимы сейчас используются повсеместно.
Стандарты качества «элитного» фитнеса? – Нет. Компания работает по принципу аффилирования. Ты платишь за использование бренда, но больше ничего не получаешь и не обязан демонстрировать уровень качества. Глассман всегда говорил, что «сливки все равно всплывут», имея ввиду саморегуляцию рынка и качества тренировок. Но как отличить то, что всплыло, от того, что не тонет? При том, что уже довольно много франчайзинговых систем, обеспечивающих залы всеми необходимыми процессами и контролирующими качество тренировок.
Высокая интенсинвость? – Нет. EMOM – всего лишь интервалка, AMRAP – просто круговая.
Очевидного ответа про эксклюзивность нет. В итоге мы читаем в КроссФит журнале историю про Марти, который через 5 недель после инсульта пришел в кроссфит бокс и которому нужно смасштабировать берпи с прыжком на тумбу. Ну а что, зря он на кроссфит пришел, что ли? Надо дать ему кроссфит. Конкретно про эту историю хорошо написал мой коллега Роман Анискин, можно прочитать у него в блоге.
И когда на канале КроссФит публикуют видео бабушки, которая встает с кресла, надо понять – это в тренде. Потребность возрастных людей – фукнциональность в базовых паттернах, баланс, снижение саркопении и повышение плотности костей. Это означает тренировки с отягощением собственным весом тела и внешними отягощениями в базовых двигательных паттернах вроде приседаний, наклонов, выпадов, тяг и жимов.
Но если интенсивность, функциональность и вообще методологичность тренировок не являются эксклюзивом КроссФита, если это мировые тренды, то зачем аффилироваться с КроссФитом? Глассман сейчас не одинок в священной войне за здоровье. Весь фитнес сообща пытается конкурировать со стриминговыми сервисами и видеоиграми.
На мой субъективный взгляд, люди аффилировались с идеей исключительной физической формы, которую может дать КроссФит. С идеей, что человек может быть универсальным в подготовленности, безупречным в отношении подконтрольных факторов и антихрупким в отношении сложностей. Это и есть некий эксклюзив, которым обладает КроссФит. Но эта идея транслируется через спортивный аспект и самых подготовленных людей планеты. Только так она имеет какой-то смысл. И сместив акцент с соревновательной стороны на оздоровительную, можно этот эксклюзив потерять.
Конец 1 части. Хотите получить уведомление о следующей части?
Подписывайтесь на рассылку:
авторизуйтесь